История одного велопроката в Белорусии

Ниже будет приведена история пользователя pikabu.ru под ником alexpark.

Решил поделиться кому-то просто интересной, а кому то и полезной информацией и моем прошлом бизнесе по прокату велосипедов. Если бы мне расказали про подводные камни, с которыми я стлкнулся, заработал я бы больше, а задолбался меньше.

Это был мой первый серьезный бизнес такого уровня.

Началось все просто – было у меня парочка велосипедов, которые знакомые порой просили взять покататься. Появилась мысль, что есть и другие люди, желающие покататься, которые готовы заплатить. Все началось с группы ВК. Правда был уже август и сезон велосипедов уже скоро заканчивался, однака первый месяц работы дал настрой и увереность для погружение во все это в новом сезоне.

И вот весна. Звонки клиентов начались еще в марте. Это был звоночек на хороший спрос и было куплено еще 2 велосипеда. Поработав от звонка до звонка понял, что нужно выходить на новый уровень – пункт проката.

Начал искать точку в проходных местах с большим количеством молодежи. Первая мысль – парк. Но нет, у нас в городском парке оказалось нельзя кататься на велосипеде. Даже местные власти в письменном виде отклонили мою просьбу под выделения места в парке. Получить место на проходной улице или в одном из свкеров тоже оказались не просто.

Позаботиться о месте проката нужно заранее, лучше с зимы. У нас чтобы арендовать землю у города нужно сначала найти балансодержателя этой земли и получить от них разрешение. Обычно это какие нибудь коммунальное предприятие или дорожный трест. Дальше подать заявку в земельную службу и когда она одобрит – винесет данное место на аукцион. На все более двух месяцев, а тендер еще выйграть нужно. Но в моем случае других участников не было. Если думаете почему не арендовать гараж – отвечу. В центре города гаражи выделены под инвалидов и ветеранов. Не по назначению их использовать нельзя. А дальше от центра не было смысла. Поэтому не дожидаясь даты аукциона я стал работать на месте, которое предстояло выйграть. Это было оним из удачных решений. Бабло посыпалось рекой.

В первый же день начали подходить люди, интересоваться, а уже вечером были клиенты. Все 4 велосипеда (ха-ха) были заняты. С каждым днем клиентов подходило все больше, велосипедов явно нехватало. Не помню через сколько дней, но на заработанные деньги был куплен еще один велосипед.

И совершил ошибку – стоило покупать велосипеды одной модели. Это нужно чтобы в случаи поломки можно было всегда что-то переставить и знать какие запчасти будут нужны.

Это больше всего касается дюралевого “петуха”, на котором крепился задний переключатель  – самое уязвимое место на прокатных велосипедах. Так же в будущем – порой было важно, чтобы эксцентрики и диаметры трубки сидений были одинаковыми.

Еще одной ошибкой было покупать дорогие велосипеды для проката. В то лето они окупились быстро. Но год за годом рос курс доллара и все становилось дороже. Средняя цена велосипеда была около 350 долларов. Тогда я считал, что Стелсы и дешевые китайские велики “не круто”. Но позже пришло осознание что можно было и сэкономить почти в 2 раза.

Еще небольшой совет – не покупайте для проката велосипеды с переключателем передач. Иногда их ломали в первый же день. Был даже случай, что в первую же поездку. Берите дешевые велосипеды на одной передаче. Но древние советские модели тоже не подойдут.

Стоит обратить внимание на велосипеды с одной скоростью, крепкой рамой, крепкими втулками, хорошими ободами. И самое главное – эти велосипеды должны быть ремонтнопригодны. Лучше заранее сходить в веломагазин и проверить наличие основных элементов: втулки, зание оси, “петухи”. Любят у нас продавать велосипеды для которых “перух” один на весь город. Нужно что-то наподобие крепких импортных велосипедов , как в зарубежных велопрокатах.

Скорее всего сейчас начнуться возражения типа “Нафиг обычные велики, я скоростной хочу” – я все понимаю, но говорю с точки владельца проката. Можно купить пару горников для разнообразия и привлечения клиентов. Но массовому сегменту это в основном не нужно.

Экономика и спрос велопроката

Начал я сдавать велосипеды в прокат в конце июня, а уже к сентябрю у меня было 20 велосипедов. Удивительно, но в первые два месяца мне удалось окупить затраты на них. Порой бывало, что дневная выручка была как 3/4 стоимости велосипеда. Продавец велосипедов давал мне их в долг и без процентов. Эх, золотое время.

Самая большая месячная выручка была 3000$. Считаю это не плохо для города в 500 тыс населения.

К сентябрю я ждал увеличение потока клиентов. Должны били приехать на учебу студенты, а у нас 5 вузов в городе. Но как то не оправдались ожидания. Потом в середине месяца пошли дожди и я закрылся.

Как раз за неделю до закрытия произошла первая и самая крупная КРАЖА. Но про это позже, вернемся к экономике проката.

Один велосипед стоил 330-350 долларов. Я решил разнообразить свой парк и покупал разные марки велосипедов. В основном это были Trek 3500 – 3700, Fuji nevada 1,9, Silverback Stride 20 и даже круизеры Shwinn (которые заказывал из Питера). Позже появились LTD MIss.

Самыми крепкими оказались TREK, потом Fuji. LTD miss (женские велосипеды) за 2 года почти не ломались.

Silverback вроде и с комплектацией получше и бренд немецкий, но что-то с ними было не так. Постоянно у них ломали задние переключатели, вот постоянно. Зато колодки по 2-3 года родные ходили.

Круизеры Shwinn хоть и были прикольные, стоили дороже 450 долларов,но их не особо брали. Еще с ними у нас еосяк был. В первый же день лопнуло 6 (ШЕЕЕСТЬ) камер громко и внезапно. Оказалось обмотка обода внутри хреновая и не один из продавцов не предупредил.

И они очень громоздкие для транспортировки. Рядом, метрах в ста, было помещение куда ставил велосипеды на ночь. И их было сложновато туда затаскивать. Первое время даже грузовое такси брал утром и вечером (денег хватало), но постоянно приезжали машины, куда не помещались все велосипеды.

В основном ломались задние переключатели, “петухи” и гнули обода. Ну и самой собой – колодки. Но это расходник.

Минус тормозов  V-brake то, что если обод гнется, то это фиаско. Нужно ровнять обод, но со временем выравнивать их было нереально. И это вызывало вечный геморой с подстройкой тормозов. Плюс V-brake тормозов – дешевые колодки.

Иногда за ремонт платил клиент, иногда ремонт за свой счет. Не всегда сразу замечаешь косяк. Наемны персонал в основном студенты и отношение у них соответствующие. Не свое – не жалко.

Прокатные велосипеды это как коммерческий транспорт с охренительным пробегом.

Получить деньги с клиента за ущерб часто очень сложно. Если совсем сильно умотали велик – платили. Приходилось даже в милицию обращаться для оплаты ущерба.

В основном велосипеды брала молодеж. Часто денег кроме как на прокат они не имели. Поломки в полстипендии нередкое дело. Выходили из ситуации поразному, но всегда пытались сгладить конфликт.

Еще одна проблема – прокол камеры. Это не вина клиента, но их так часто прокалывали! Где они ездили?

Те же переключатели – пару раз их гнули – думаю велосипеды кидали на асфальт, а не ставили или падали. Пару раз выгнешь – на третий раз лопнет. Вроде и дал нормальный велосипед на ходу- но сам понимаешь, что до этого клиента этот переклюк гнули несколько раз.

Покрышки стирались за месяц – три. Некоторые за год – два не меняли. Самое быстрое – укатывали за 3 дня (а что мы хотели от Rubena за 10 баксов). Хорошо вытягивали родные покрышки bontrager на треках, Vera или как то так на фуджи. На Сильвербэках – говно. Бывали клиенты, которые специально разгонялись и резко тормозили на асфальте – пару раз замечал, когда сам катался по парку. Слов нет. Говорил им этого не делать, они отъезжали подальше, и наверное продолжали.

Проблема частых поломок неумение и большая скорость. Новый велосипед укатывали иногда даже за неделю. Речь идет об ободах (восьмерки) и все тех же переключателях.

Травмы. Они тоже были. И руки ломали, и ноги, сотрясения были.

Я инструктажу уделял особое внимание. В договоре, который заключали, были отдельные пункты на эту тему, плюс совесный инструктаж. Самое главное – запрещал ехать с горок в парке. Но как понимаете, им до одного места все это.

Вот например случай. Мой день рождения. Сидим с семьей, отмечаем. Вдруг звонок – мы на велике разбились. Приезжаю и картина маслом: ехали с горки пьяные вчетвером, один упал и потянул остальных. Все цены, но у этого одно и переломы и сотряс. При чем велосипеды выдавали только трезвым, но возращали их уже подбуханые люди

Точно по расходам не скажу. Был молодой, занятой и не вел подсчеты.

В первый год, когда велосипеды были новыми, а курс доллара приятным было терпимо. Поломки были не так часто, как во второй год. Да и характер неисправностей был проще. В общем иметь велопрокат дело выгодное, если бы не одно большое “НО”.

Как уже упоминал в сентябре была первая большая кража. Взяли 4 велосипеда под паспортные данные и не вернули.

Ошибка – много велосипедов оформлялось на одного человека. Решение – 1 паспорт под 1 велосипед.

Выдали мы 4 велосипеда под паспорт одного клиента. В итоге милиция искала пол года. И только когда дело дошло до суда, родители решили дело замять и просить, чтобы не садили их “ребеночка”. Я согласился и мне вернули деньги за 4 велосипеда по цене новых. Но потов этого парня все равно посадили. Так же в другом прокате взял покататься и пропал.

Если надумали открывать прокат привыкайте часто бывать в милиции для опросов и приемах у следователя, а так же в судах. К слову лишь в 20% случаев в этом будет смысл.

Грубо говоря ты выдал велосипед по договору, чел не вернул. Чаще пропил или отдал в качестве долга. Его находят, не всегда сразу. Допросы, походы в ОВД. Дело передают в суд. Ты ходишь в суд, но это “чмо” срывает пару заседаний, потому что просто не приходит. Далее ему дают 3-6 мес отсидки. Но могут выпустить по амнистии. Долг он не выплачивает. Так как безработный и имущества, кроме блохастого дивана у него нет. Хотя часто по одежке не понять, что за хмырь, иногда вообще лучше тебя одет.

Про конкурентов. В первый год их практически не было, велопрокат еще только зарождался как бизнес в городе.

На следующий год, как сейчас помню, апрель был классный и я докупил еще велов. Круизеры продал какому-то прокату из столицы, их тогда редко было где достать у нас в стране.

Май – снова кража. Потом еще один. Сколько их всего украли уже не помню. Но для меня это стало главной причиной закрытия бизнеса через год.

Ближе к лету начался спад, а после экзаменов у студентов еще больший спад. Лето выдалось жарким и днем клиентов почти не было. Лишь часам к 17-18 народ начинад подтяиваться. Но прокат все равно был в плсе, было чем платить зарплату и оставалось на себя.

Короче второе лето было не таким классным.

Надеялся на следующий год. Думал, кризис у людей, денег меньше, покупать велосипеды не будут, а в прокат пойдут. Но и тут ошибочка вышла. Тогда снова украли 2 велосипеда и потом еще 2 и только 1 за один из них сейчас, в 2016 году, вернули деньги.

Один вообще в отказ пошел, типа у него его украли, он не виновен. Даже дела не завели. А судом нихрена не выбьешь. Еще и 10% от суммы иска я бы заплатил.

Было принято решение – нахрен этот бизнес. Как раз второй мой бизнес уже давал отдачу и был избавлен от всего гемора предыдущего.

Еще появились конкуренты со своими более низкими ценами, которые становились все ниже с каждым годом. По моему тут уже не конкуренция, а тупость. Сейчас у них цена ниже той, что у меня была 3 года назад. А курс доллара был почти в 3 раза ниже.

Пару слов о клиентах. Были и неадекваты, но больше хороших и позитивных. Особенно приятно когда на прокат приходили девушки.

Некоторые клиенты становились работниками. Да и вообще первое время по вечерам около проката собиралась тусовочка. Место было хорошее.

Отдельно место среди клиентов студенты из Туркменистана. Приходили по 3-10 человек, сразу занимали все производственные мощности, но никогда не возвращали велосипеды целыми. Всегда что-то ломали. Вот кому, а им точно насрать! Носились они по городу как бешеные, часто протирали своим резким торможением покрышки до камеры. Из всех клиентов именно эти больше всего сломали велосипедов. Но хоть всегда оплачивали поломки и приходили снова ломать))

Еще одна из ошибок . На второй год я купил хороший капитальный гараж во дворике около места в сквере. От туда и начали сдавать велосипеды. Народ приучили и больше не надо было таскать велосипеды в сквер. Но не все так круто. Бабки из соседнего дома накатали заяву в налоговую. Хорошо, что меня предупредили. Из гаража стало сдавать нельзя.

Сейчас вообще гараж попал под снос. Денег за него в полном объеме не вернуть.

Итог за неполных 3 сезона

Этот бизнес дал мне большой опыт. Хотя не совсем понятно в чем именно. Наверное я понял, что своим делом можно заработать много, хотя не всегда все будет гладко.  Заработал ли я бабла? Заработал, но не так много. Для студента это было очень круто. В конце распродал все велосипеды, которые еще не успели украсть.

Я бы никому не советовал лезть в это. Не зря большими велопрокатами владеют банки или сотовые операторы. Это больше направлено на имидж и благотворительность. Конечно я был не идеальным управленцем, но с кражами наверное никто бы не смог справиться.

А как же страхование или датчики слежения – скажете вы? Велосипеды ни одна контора не захотела страховать, я обзвонил всех.

На тот момент датчики были только GSM и то работали не точно с радиусом метров 300. Да и заряда на сутки или меньше. Сейчас там что-то изобрели – но мне уже пофиг.

Это не отменяет тот факт, что если у вас украли велосипед, а вы нашли этого человека, был у меня такой забавный случай, велосипед мне следователь вернуть только через 2 месяца. И то сказал, что дело не закрыто, вор не найден, не имеешь права им пользоваться, продавать, менять, так как это улика.

Меня до сих пор вызывают следователи и повестки в суд. Точно так же задолбали моего последнего работника – он же ворам велосипеды выдал. Его тоже таскали переодически еще год после его ухода!

Что еще скажу, сам бы я не справился без огромной поддержки моих родных и девушки!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

%d такие блоггеры, как: